Витамин D, или холекальциферол | Клиника Неболейка

Витамин D, или холекальциферол

2 марта 2019 г.

В нашей клинике стоимость анализа на витамин D составляет 1000 р. (дополнительно оплачивается взятие венозной крови 160 р).

Витамин D называют «солнечным», потому что под воздействием ультрафиолета солнечного света активизируются находящиеся в коже формы холестерина, которые превращаются в этот витамин.

Количество производимого витамина зависит от многих факторов, таких как площадь поверхности кожи, подвергшаяся воздействию солнца, время года, географическая широта, пигментация кожи и возраст. Выработка витамина D в коже снижается с усилением ее пигментации, а также с возрастом человека. Витамин D встречается преимущественно в продуктах животного происхождения, а также, в неусвояемой форме, в некоторых видах грибов.

Витамин D нужен:
• для лучшей усвояемости кальция и фосфора,
• для лучшего развития костей и зубов,
• для сворачиваемости крови и поддержания сердечной деятельности,
• для снижения риска заражения инфекциями и возникновения диабета.

Витамины группы D (D2 и D3) – группа жирорастворимых соединений, являющихся предшественниками кальцитриола (1,25-дигидроксивитамина D). Холекальциферол (витамин D3) образуется в коже из 7-дигидрохолестерола под воздействием ультрафиолетовых лучей, эндогенный холекальциферол является основным источником активного витамина Dдля человека. Кроме того, небольшое количество холекальциферола может быть получено с пищей (яичными желтками, жирной рыбой). Другой предшественник активного витамина D – эргокальциферол (витамин D2) в организме не синтезируется, но может быть получен с пищевыми продуктами (некоторыми растениями и в особенности дрожжевыми грибами). Немаловажные источники D2 и D3 в рационе современного человека – «фортифицированные» продукты, содержащие искусственно введенные витамины (молоко, маргарин, хлопья, апельсиновый сок).

D2 и D3 являются провитаминами и приобретают способность оказывать различные физиологические эффекты только после некоторых биохимических превращений, происходящих последовательно в печени и почках. Промежуточные продукты их метаболизма – 25-гидроксивитамин D2 и 25-гидроксивитамин D3, рассматриваемые обычно как одно соединение – 25-гидроксивитамин D (кальциферол). Конечные продукты их метаболизма – 1,25-дигидроксивитамин D2 и 1,25-дигидроксивитамин D3, которые рассматриваются как 1,25-дигидроксивитамин D (кальцитриол). Кальцитриол (витамин D) является активным соединением, его основная функция связана с поддержанием баланса кальция и фосфора в организме и развитии и ремоделировании костной ткани. В последнее время также получены данные о роли витамина D в патогенезе заболеваний сердечно-сосудистой системы, рака кишки и депрессии.
Несмотря на то что ярко выраженный клинический дефицит витамина D (рахит) наблюдается гораздо реже, его недостатком страдает до 50-66 % людей во всем мире.

При дефиците витамина D у детей может развиться рахит, у взрослых нехватка этого витамина способствует возникновению остеомаляции, т.е. размягчения костей, и остеопороза, т.е. пониженной плотности костной ткани. В летние месяцы достаточно, чтобы солнце освещало лицо и руки по 6–8 минут 2–3 раза в день. Тогда у людей со светлой пигментацией кожи вырабатывается примерно 5–10 мкг витамина D в день. Если пигментация кожи темная, на солнце надо находиться 10–15 минут в день.

Признаки дефицита Витамина Д у взрослых:

1. Потливость
Самый явный признак — вспотевший лоб. Если это происходит, хотя ты вел себя, как обычно, и тебе все время жарко, стоит обратиться к врачу.

2. Слабость
Постоянная усталость, даже если ты достаточно много спишь, тоже может указывать на дефицит витамина D. То же касается поднятия тяжестей: при нехватке этого витамина мышцы недостаточно крепки.

3. Депрессия
Особенно сезонная. Да, она может быть связана и с недостатком витаминов! Ученые считают, что витамин D может влиять на выброс серотонина и дофамина.

4. Болят ноги
Внезапные боли в ногах тоже могут быть вызваны малым количеством витамина D в организме. Если боль не проходит несколько недель без видимых причин, стоит обратиться к врачу.

Большие количества витамина D в биоактивных добавках токсичны и могут привести к повышению уровня кальция в крови выше нормы и почечной недостаточности. Получить с пищей такие количества этого витамина практически невозможно, если только не злоупотреблять, например, рыбьим жиром в качестве добавки.

Исследование крови, при котором по отдельности оценивается концентрация витаминов D2 (эргокальциферола) и D3 (холекальциферола). Используется для оценки баланса витамина D в организме, а также для контроля за лечением пациентов препаратами витамина D.

Как правильно подготовиться к исследованию?

Не принимать пищу в течение 2-3 часов до анализа, можно пить чистую негазированную воду.

Не курить в течение 30 минут до анализа.

Для чего используется исследование?

Для оценки баланса витамина D в организме;
Для контроля за лечением пациентов препаратами витамина D.

Лучшими источниками витамина D являются (жирная) рыба, яйца, печень и обогащенные этим витамином молочные продукты.

Рекомендуемые в день примерно 10 мкг витамина D содержат следующие продукты:

• 45 г лосося термической обработки,
• 330 г (6 шт.) яиц,
• 1,25 л обогащенного молока,
• 1250 г обогащенной творожной массы или йогурта.